Использование игр В.В.Воскобовича в логопедической работе с детьми, имеющими ОВЗ

Варакина Наталья Александровна, учитель-логопед                                                        высшей квалификационной категории, г. Апрелевка                                                         

        Дети с ОВЗ, поступившие в школу, имеют специфические особенности психолого-педагогического характера. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужного для усвоения программного материала запаса знаний, умений, навыков. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы.

        Интеллектуальные способности ребенка не соответствуют его возрасту. У него ограниченные представления об окружающем мире, определенный уровень речевого развития. Нарушения речи у таких детей являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Наиболее сложными являются органические нарушения: дизартрия, алалия, ринолалия. На этом фоне в большинстве случаев у этих детей присутствуют в той или иной степени нарушение звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и т.д. Поэтому они нуждаются в продолжительной систематической помощи логопеда. Учиться говорить, писать правильно и красиво – это большой труд. Поэтому в основе занятий необходимо использовать комплексно – тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами. Традиционная учебно-дисциплинарная модель обучения не подойдет. Необходим личностно – ориентированный подход к обучению. Все занятия должны быть ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт, потребность в эмоциональном общении с ребенком. Необходимо разнообразное построение занятий: игра, спектакль, сказка, (дети и участники, и зрители) или они учителя, а не ученики и т.д. Для этого используем литературные персонажи, специально изготовленные панно, сюжеты сказок, элементы сюжетно- дидактических игр и т.д.

        В моей работе мне очень помогают игры В. В. Воскобовича. Как здорово, когда не надо резать и клеить по ночам, когда за тебя уже продуман игровой комплект. А твоя задача - творчески использовать этот материал. Применение игр Вячеслава Вадимовича позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, т.к. дети с ОВЗ часто имеют нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженную работоспособность и быструю утомляемость. Во время занятий включаем в работу все анализаторные системы. При постановке или дифференциации звуков используем приложения к «Коврографу Ларчик» - наборы букв на фанерной, картонной  и прозрачной основах, при звуко - буквенном, слоговом анализе и синтезе – «Теремки Воскобовича» и «Складушки», при совершенствовании навыков чтения - «Читайка на шариках 1» и «Читайка на шариках 2».                                     

        «Теремки Воскобовича»- это уникальное пособие для обучения чтению на наглядной основе. Оно состоит из 12 деревянных кубиков-теремков разного цвета (2 белых, 2 голубых, 2 желтых, 2 лиловых, 2 коричневых) с согласными буквами на гранях, а также 12 картонных кубиков-сундучков (2 синих, 2 зеленых, 6 двойных сине-зеленых, 2 знаковых) с гласными на гранях, которые вкладываются в теремки, чтобы получались слоги. А из нескольких теремков можно составить слово. На первом этапе игры - ребенок знакомится со звуками и буквами. На гранях первого кубика белого цвета живут буквы Б, П, В и Ф. Ребенок поворачивает кубик разными сторонами и называет звуки. Затем придумывает, какие животные могли бы поселиться в этом теремке: бабочка, попугай, волк, филин. Таким же образом ребенок знакомится с остальными теремками. Теперь подключаются кубики-вкладыши с гласными-шутами. В синем кубике живут А,О,У,Э,Ы (гласные, показывающие твердость звука), в зеленом - Я, Е, Ю, И, Е (гласные, показывающие мягкость гласного звука. На втором этапе учимся составлять слова. Вкладываем в первый терем - кубик с буквой А и читаем получившийся слог: Па-а-а. На третьем этапе  можно составлять и читать простые слова. Устройство теремков позволяет превратить этот процесс в серию увлекательнейших игр. Например, игра в «превращалки», где «дом» легко станет «дым»ом, а «сын» - « сыр»ом.

 

         Создавая «Складушки»,  Воскобович переработал идею складов Зайцева. Игра-пособие  «Складушки» предназначена для обучения детей чтению в складовой  системе. Оно выполнено в виде книжки, на каждой странице яркая картинка и стихотворные строчки с выделенными складами. Так же имеется СД-диск с озвученными складовыми песенками.

         «Читайка на шариках 1» и «Читайка на шариках 2» - эффективное средство речевого развития ребенка, тренировки  навыков слогового и глобального чтения. Вначале  ребенок загибает уголок и читает слово, затем научится различать звонкие и глухие звуки, выделять слоги, конструировать слова.  Таким образом, прочитает сотни слов и даже смешные слова-небывалки.

         Эрудиты «Снеговик», «Ромашка», «Яблонька» помогают знакомству с буквами, тренируют навыки чтения, учат составлению слов, закрепляя  навыки языкового анализа и синтеза , обогащая словарь, развивая словотворчество.

         Все  они - большая поддержка и помощь  в работе по устранению и профилактике дисграфии.

          Развитию мелкой моторики рук, координации «глаз – рука» также  способствуют игры  Вячеслава Вадимовича. Почему необходимо развивать мелкую моторику рук? В 1928 году В.М.Бехтерев указал на стимулирующее влияние движений рук для развития речи. Сотрудники Института физиологии детей и подростков РАО установили , что уровень развития речи детей прямо зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. М.М.Кольцова (1973г.) доказала, что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкие движения пальцев рук, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Это дополнительная энергия коры головного мозга. Если к сказанному добавить развитие мышления, тренировку интеллекта, развитие памяти, внимания, самостоятельности, то чудо – игры нам просто необходимы в работе. Психоневрологи советуют всю интеллектуальную нагрузку давать только на фоне «разогретых рук». Неоднократность использования этого игрового материала способствует переходу образов – представлений в образы – понятия, что важно для последующих этапов обучения. Игровое пособие «Игровизор», приложение «Лабиринты букв» поможет сформировать  моторный образ буквы, запомнить буквы, научиться соотносить их со звуками, составлять из бусинок-букв простые слова. «Конструктор букв» - оптимальный набор конструктивных  элементов всех букв алфавита.   Шнуровка из эластичной тесьмы «Затейник» развивает психические процессы : внимание, память, мышление, умение сравнивать, обобщать .  Все игры помогают проводить тактильный и оптический анализ образа буквы, цифры, фигуры, развивают  мелкую моторику рук.

         При использовании этих игр необходима самоотдача, экспромт. Очень важно быть артистом и режиссером. В этих играх максимально реализуются возможности детей. Они помогают в коррекции нарушений речи детей, закреплении правильных речевых навыков, формировании практического уровня усвоения языка. Сформированность практического уровня владения языком является необходимым условием для изучения языковых явлений и закономерностей овладения знания о языке.

          Таким образом, логопедическая работа с помощью игр Вячеслава Вадимовича помогает готовить детей к усвоению программы по русскому языку. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению, необходимо проводить частую смену видов деятельности (динамику занятий) и постепенное усложнение материала. Вот  нас и выручат игры В.В. Воскобовича плюс личное творчество в их применении. У детей постепенно должно формироваться отношение к этим урокам как к средству развития своей личности. Формируется особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться  выполнять задание. Этому во многом способствуют игры Воскобовича.

 

 

 ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Бондаренко Б.С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации/Б.С.Бондаренко. – М.: Владос, 2011.
  2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.- М.: Изд-во Просвещение, 1973.
  3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб.: Питер, 2008.
  4. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973.
  5. Эльконин Д.Б. Психология игры. М, 1979.