АДМИНИСТРАЦИЯ НАРО-ФОМИНСКОГО МУНИЦИПального района МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Управление по образованию Администрации Наро-Фоминского муниципального района
Учредитель образовательной организации: Управление по образованию Администрации Наро-Фоминского муниципального района
 

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ

Некоторые приёмы и упражнения

У учащихся начальной школы недостаточно сформированы компоненты речевой деятельности, касающиеся звуковой и лексико-грамматической стороны речи (звукопроизношение, звукоразличение, словарь, грамматический строй языка ); у многих учащихся отмечаются недостатки письменной речи, (пропуски, перестановки, замены, не дописывание букв и слогов); при написании изложений и сочинений наблюдаются ахроматизм в употреблении предлогов, окончаний имен прилагательных, имен существительных и глаголов.

При работе с такими детьми проводится специальная коррекционная работа. На каждом занятии логопед обязательно должен включать элементы логопедической работы, направленные на обогащение, уточнение словарного запаса, коррекцию грамматического строя языка, выработку языкового чутья, тренировку артикуляционного аппарата, закрепление правильного произношения.

Также в уроки включаются задания, способствующие различению близких звуков, так как  фонематическое  недоразвитие становится причиной многочисленных ошибок при письме.

 Работа на фонетическом уровне включает два основных направления:

1)  развитие  звукового анализа слов;

2)  развитие   фонематического  восприятия, т.е. дифференциация фонем.

 

Вот некоторые приёмы и упражнения.

 

  1. Задания, направленные на тренировку артикуляционного аппарата и выработку правильного дыхания. В начале занятия проводится упражнения «Лошадка», «Грибок», «Улыбка» и другие. Для выполнения этих упражнений дети используют маленькие зеркала.

 

  1. Задания, направленные на дифференциацию смешиваемых звуков.
  • На что похожи эти звуки?
  • Определение на слух пары звуков.
  • Шутки - чистоговорки.

Ал - ал - ал - пенал на пол упал,

Ол - ол - ол - пенал упал на стол,

Ул - ул - ул - пенал упал на стул,

Ыл - ыл - ыл - Павел пенал забыл.

  • Послушайте предложения и запомните.

Старушка опирается на палку.

Крыша опирается на балку.

  • А теперь я начну предложение, а вы его закончите. Отвечает тот, до кого я дотронусь.

Суп надо...

На пол не надо...

  • Также прорабатываем предложения:

Мы купили лыжи.

Наш кот рыжий.

Летом мы жили на даче.

Толя возил кирпич на тачке.

  • Игра «Не торопись, подумай, что не так».

Серый вол (волк) г в лесу ходит злой, голодный.

У Кати коса (коза) рогатая, красивая, косматая.

 

  1. Задания, направленные на развитие языкового анализа и синтеза.
  • Предложение.

Придумайте предложение по сюжетной картинке, увеличивая его до определенного количества слов.

  • Игра «Скажи дальше».

Заяц скакал.

Заяц белый скакал.

Заяц белый скакал за лыком.

Заяц белый скакал за лыком зимой.

Заяц белый скакал по лесу за лыком зимой.

  • Выделите из текста предложение с определенным количеством слов.
  • Поднимите карточку с цифрой, которая соответствует количеству слов в предложении.
  • Составьте схему предложения.
  • Слово.

Разложите картинки (луна, астра, каша, ручка, мука) под определенным сочетанием гласных

А...А, У...А.

  • Выделите из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов, букв.
  • Вставьте нужный слог (ма...на, ..шина).
  • Изменяя один звук слова, составьте новое слово (сом-сок, суп-сук, точка-бочка, балка-палка, макет-пакет).
  • Составьте слова из букв одного слова (машина - шина, Маша, ниша).
  • Добавьте звуки к слогу, чтобы получились новые слова: ли-(к), ли-(са), ли-(мон), ли-(сица).
  • Составьте цепочку слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего.
  • Выделите из предложения, рассказа слова с заданным звуком.

 

  1. Задания, направленные на коррекцию грамматического строя речи.
  • Измените слова по образцу

Листья клёна - кленовые листья

Хвост зайца - заячий хвост

Шаль бабушки - бабушкина шаль

  • Поставьте по очереди слова в предложение.

Я налью молоко в стакан из ...(миска, бидон, кувшин, графин).

  • Составьте словосочетания путем нахождения пары слов из двух столбиков.

 

  1. Задания, направленные на предупреждение и устранение ошибок при чтении.
  • Найди неправильно написанную букву (о, а, р, э, q).
  • Отгадайте, какое это слово? (верхняя или нижняя половина слова закрывается листом бумаги).
  • Прочитайте слоги из таблицы так, чтобы получилось слово. (Дидактический материал - таблица).
  • Чтение и составление слов отличающихся одной буквой

плач - плащ

зачищать - защищать

чёлка - щёлка.

  • Наращивание слов

То - сто - стол - столб - столбик.

  • «Эхо».

Ученики читают вслед за учителем.

  • «Жужжащие чтение».

Чтение одновременно с учителем.

 

С помощью данных заданий и упражнений по  развитию   фонематического   слуха  ошибок при письме становится намного меньше.

 

Другое!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Речевая функция является одной из важнейших функций человека.

 

Раннее выявление речевой патологии и своевременная её коррекция, а так же профилактика вторичных речевых и нервно – психических нарушений – важнейшие задачи перед логопедами, педагогами, врачами, и родителями детей.

 

Дети с речевыми дефектами не могут успешно усвоить школьную программу. Широкая распространённость и стойкость фонетико-фонематического нарушения речи, его отрицательное влияние на усвоение чтения и письма позволяет считать поиск эффективных путей преодоления этого речевого дефекта одной из наиболее значимых задач логопедического воздействия.

 

Проблема преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с речевой патологией издавна привлекает внимание специалистов различных областей научного знания. Значимость исследования  фонематического  фактора связана с тем, что на сегодняшний момент большая часть детской популяции имеет задержку речевого  развития  в звене звукоразличения, вредоносно влияющую не только на устную (импресивную и экспрессивную), но и письменную речь.

 

В логопедии традиционно принято обозначать следующие  фонематические  процессы:  фонематическое  восприятие,  фонематический  анализ и синтез.

 

 Фонематическим  восприятием или  фонематическим   слухом , что по данным многих современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов.

 

Способность воспринимать и различать звуки речи формируется у детей постепенно, в процессе естественного  развития . Только при наличии  фонематического   слуха  возможно понимание смысла отдельных слов. Именно поэтому  фонематический   слух  называют смысловым.

 

Несовершенное  фонематическое  восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

 

 Развитие   фонематического  восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе, слоговой структуры слов. При планомерной работе по  развитию   фонематического   слуха  дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.

 

По мнению Л.С. Цветковой, недоразвитие  фонематического  анализа и синтеза приводит к глубокому изменению семантической структуры языка, и, прежде всего к нарушению значения и предметной отнесенности слова.  Фонематический   слух , являясь одним из базовых звеньев речевой деятельности, обеспечивает и другие виды психической активности ребёнка: перцептивную, когнитивную, регулятивную деятельность и др. В результате этого, по данным многих авторов, несформированность  фонематического  восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей школьного возраста, что проявляется в виде стойкой  фонематической  дислексии и акустической дисграфии (Л.С. Цветкова, М.К. Шорох – Троицкая, А.В. Семенович, Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова и др.).

 

 

Признаками нарушения  фонематического   слуха  являются:

 

- Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков);

 

- Нарушения звуковой структуры слова, проявляющееся в ошибках звукового анализа:

 

а) пропуск гласных и согласных букв, слогов;

 

б) вставки букв;

 

в) перестановки букв, слогов;

 

    Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв.

 

Пропуск свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например «снки» - санки, «кичат» - кричат.

 

Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове. Слоговая структура слов при этом может сохраняться без искажений, например: чулан – «чунал», плюшевого – «плюшегово», на лугах – «нагалух»,. более многочисленные перестановки, искажают слоговую структуру слов. Наиболее часты перестановки в словах, имеющих стечение согласных: двор – «довр», стёр – «сётр», брат – «барт» и т.д.

 

Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных (особенно когда один из них взрывной): «шекола» - школа, «девочика» - девочка, «ноябарь» - ноябрь и т.д. эти вставки можно объяснить призвуком, который неизбежно появляется при медленном проговаривании слов в ходе письма и который напоминает редуцированный гласный.

 

При нечётком различении звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство, на письме проявляется смешение букв.

 

Смешиваются обычно следующие фонемы:

 

Звонкие и глухие парные согласные в чёткой позиции (т.е. исключаются случаи оглушения звонких и озвончения глухих в соответствии с орфоэпическими нормами):

 

Д – Т – «тавно», «сыдый», З – С – «кослик», «вазилёк», Б – П – «попеда», «бодарил»,

 

Ж – Ш – «шдёт», «ужибла», Г – К – «долко», «клавный», В - Ф - «портвель», «ворточка»,

 

Лабиализованные гласные:

 

О – У – «звенит рочей», «по хрупкуму льду».Ё – Ю – «клёква», «лёбит», «самолют».

 

Сонорные:

 

Р – Л – «хородный», «провеляр», Й – Ль – «тут бывалет и солька» - тут бывает и сойка.

 

Заднеязычные:

 

Г – К – Х – «черёмука», «колгоз», «гороговый».

 

Свистящие и шипящие:

 

С- Ш - «шиски», «шушим», З – Ж – «жажгли», «скажал», Сь – Щ – «нещёт», «сенок».

 

Аффрикаты:

 

Ч – Щ – «стущал», «роча», Ч – Ц – «сквореч», «граци», Ч – Ть – «черчит», «утитель»,

 

Ц – Т – «пцицы», «цвецёт», Ц – С – «рельцы», «куриса».

 

Как показала практика у учащихся с нарушением слухового восприятия много ошибок на грамматические правила, например на безударные гласные, на удвоенные согласные, на разделительный мягкий знак. Ребёнок не слышит ударный гласный, поэтому затрудняется в определении безударного гласного, а, следовательно, и в правильном подборе проверочного слова.

 

Преодоление нарушений  фонематического   слуха  является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.

 

Основными задачами  развития   фонема­тических  процессов являются следующие:

 

- Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.

 

- Формирование  фонематических  про­тивопоставлений:

 

а) выработка у детей умения дифференцировать фонемы на слух;

 

б) выработка у детей умения дифференци­ровать фонемы в собственной речи.

 

- Формирование  фонематических  пред­ставлений на основе  фонематического  вос­приятия, анализа и синтеза.

 

-  Развитие  навыков контроля и само­контроля произношения звуков.

 

 

Система логопедического воздействия по формированию  фонематических  процессов в системе коррекционной работы включает следующие этапы:

 

    Начальный ( подготовительный) этап

 

    Основной этап

 

    Заключительный этап

 

Подготовительный этап: Основная цель данного этапа  развитие   фонематического   слуха .

 

На данном этапе решаются следующие задачи:  развитие  слухового восприятия; развитие умения различать высоту, силу, тембр голоса; слова, близкие по звуковому составу; дифференцировать слоги и оппозиционные звуки.

 

На началь­ном этапе работы действия детей огра­ничиваются реакцией в виде различных движений (присесть, подпрыгнуть, под­нять- опустить голову), жестов (поднять руку, хлопнуть в ладоши), предъявления карточек с условными обозначениями (красный кружок - гласный звук, синий кружок - твердый согласный, зеленый кружок - мягкий согласный звук и др.) и т.п.

 

Для достижения указанной цели и поставленных задач можно использовать следующие игры и упражнения.

 

При развитии слухового восприятия, внимания, памяти. Сначала внимание учащихся обращают на окружающие их звуки (голоса природы, шумы, звучание музыкальных инструментов, игрушек). Логопед объясняет учащимся, что живые и неживые предметы издают звуки. В работу включают опреде­ление источника звучания (что звучало?).

 

  1. Логопед расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с ними (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), он предлагает детям внимательно послушать и запомнить, какой звук издаёт каждый предмет. Затем прикрывает их ширмой и просит отгадать, какой сейчас из них сейчас звенит или гремит.

 

  1. Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять предметы или игрушки, постепенно усложняя задачу определения неречевых звуков. Последние варианты этой игры могут быть такие: в ряд ставятся несколько игрушек или предметов (стакан, чашка, кружка металлическая, кружка керамическая и деревянный бочонок), звучащих так, что детям представляется непростой задачей их различить. Количество звучащих предметов постоянно увеличивается от двух до пяти.

 

    Для игры необходимо 6 коробок одинаковой формы и цвета с горохом, манной, рисовой, гречневой крупой, мелкими камешками, песком.

 

Логопед называет образцы содержимого в коробках, которые лежат на столе или нарисованы на картинках. Затем встряхивает коробки, воспроизводя шорохи, и переставляет их местами. Учащиеся, встряхивая коробок должны отгадать, что там находится.

 

Для отработки различения высоты, силы и тембра голоса можно использовать следующие игры:

 

  1. Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Пет­ровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:

 

Кто сидел на моем стуле?

 

Кто ел из моей чашки?

 

Кто спал в моей постели?

 

Кто же был в нашем доме?

 

При трудностях называния персонажей взрослый может предложить ребенку показывать на одну из картинок — изображения трех разных медведей.

 

Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меня­ющимся по высоте.

 

  1. Дети делятся на две группы. Логопед произносит стихотворение, а дети первой группы произносят одинаковые звукосочетания громким голосом, дети второй группы – тихим. Затем группы меняются ролями.

 

В лесу кричу: «АУ!», « АУ!»,

 

А мне в ответ: «АУ!», « АУ!»,

 

Горе кричу: «АУ!», « АУ!»,

 

Гора в ответ: «АУ!», « АУ!».

 

При дифференциации слогов с оппозиционными звуками можно использовать такие задания как воспроизведение слоговых сочетаний с согласными зву­ками, различающимися по звонкости - глухости, сначала по 2 слога:

 

па – ба, та – да, жу – шу, во – фо, га – ка, зы – сы, и т.д

 

затем по 3 слога:

 

па—ба—па         та—да—та ва—фа—ва

 

На данном этапе важно упражнять учащихся в различении слов, близких по звуковому составу. Необходимо привлекать внимание учащихся к словам, отличающимися одной или двумя фонемами. При этом устанавливается разница в звучании и значении слов. Дети приходят к выводу, что при изменении одного звука в слове меняется его значение.

 

Весёлое название.

 

Взрослый дает ребенку два кружка — красный и зеле­ный — и предлагает игру: если ребенок услышит правиль­ное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко про­износит звукосочетания:

 

 

 

Баман альбом витамин клетка

Паман айбом митанин къетка

 

Банан аньбом фитамин клетта

 

Банам авьбом виталим тлетка

 

Ребенок каждый раз поднимает соответствующий кружок.

 

Повтори.

 

Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

 

Мак – бак – так моток – каток – лоток

 

Ток – тук – так батон – бутон – бетон

 

Бак – бак – бок ком – дом - гном

 

Примечание. При воспроизведении слов необязательно зна­ние понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труд­нопроизносимых звуков.

 

Четвёртый лишний. Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от осталь­ных:

 

канава—канава—какао—канава; ком—ком—кот—ком; утёнок—утёнок—утёнок—котёнок;

 

будка—буква—будка—будка; винт—винт—бинт—винт; минута—монета—минута—минута

 

Подставь нужное слово.

 

Взрослый читает стихотворение. Ребенок должен вы­брать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.

 

Я тебе задачу дам — всё расставить по местам:

 

Что скатали мы зимой? … Что построили с тобой? …На крючок в реке попал? ...

 

Может всё, хоть ростом мал? ... (дом, ком, гном, сом)

 

Я ещё задачу дам — всё расставить по местам: Вот печать на простыне —… Зеленеет на окне …

 

Волейбольная висит …Канарейка в ней сидит —…(сетка, клетка, метка, ветка)

 

Понятия МЕТКА и СЕТКА уточняются до чтения стихотворения.

 

Я опять задачу дам — всё расставить по местам: Что стащил игривый кот?... Детям мамочка плетёт?... С гор спускается, течёт?... Что за скользкий, ровный лёд?.. (каток, поток, венок, моток)

 

На данном этапе также уместно использовать слова – омографы (совпадающие по написанию). Например, «замок – замок». В данном случае внимание будет обращено на ударность слога.

 

Угадай, где кружки, а где кружки.

 

Наглядный материал: две кружки и два кружка.

 

Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, педагог держит кружки над кружками и спрашивает, что находится сверху, а что снизу. Дети отвечают. Потом педагог меняет местами предметы и снова спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ.

 

Педагог следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет находится, и четко выговаривали слова.

 

Знакомство детей с понятиями: гласный – согласный, звонкий – глухой, твёрдый – мягкий происходит на основе собственных ощущении ребёнка при произношении звука и при предъявлении карточек или картинок с условными обозначениями. Карточки и картинки используются разнообразные, в зависимости от возраста ребёнка и фантазии логопеда.

 

Логопедами широко используются артикуляции звуков в графическом изображении. При изучении гласных и согласных звуков используют изображение человечков – «звуковичков». На гласных звуковичках указывается положение губ при произношение звуков. Согласные звуковички отличаются одеждой: синяя – твёрдый звук, зелёная – мягкий звук, шляпка с колокольчиком – звонкий звук, без колокольчика – глухой звук. Для детей младшего школьного возраста используются обозначения открытых или закрытых губ, красный, синий или зеленый квадраты, колокольчик – звонкий звук, зачёркнутый колокольчик – глухой звук. При закреплении и дифференциации данных понятий широко используются разнообразные картинки: разноцветные зонтики, замки ил домики, грибочки, разноцветный паровозики, воздушные шары и т.п.

 

Закреплению данных понятий могут помочь стихи:

 

    Гласные звуки.

 

1) Гласные тянутся в песенке звонкой, могут заплакать и закричать.

 

В тёмном лесу могут звать и аукаться, но не желают свистеть и ворчать.

 

2) Воздух свободно идёт через рот, нет никаких препятствий.

 

Голос участвует, голос зовёт, звук получается гласный. 

 

    Согласные звуки.

 

А согласные умеют шелестеть, шептать, скрипеть,

 

даже фыркать и шипеть, но они не могут петь.

 

    Звонкие – глухие звуки «Капли – барабаны».

 

Глухие звуки звучать глухо, голоса в них нет.

 

Звонкие звуки тревожат ухо, в них скрыт особый секрет.

 

Послушаем вместе: пугаться, пускать – здесь голоса нет в звуке П,

 

А в слове бороться и в слове бежать слышится звонкий Б.

 

Можно все звонкие прокричать, попробуем Б! В! Г!

 

Глухие можно лишь прошептать, послушайте: П, Ф, К.

 

П – это капают капли дождя, Б – барабанов бой.

 

Ф – это фырканье ежа, В – это волка вой.

 

С – то водичка струйкой бежит, З – зазвенел комар.

 

Ш – мышонок тихо шуршит, Ж – жук зажужжал.

 

Т – это дятел по ветке стучит, тупой торопливый звук.

 

Д – здесь голос уже звучит, всё загудело вокруг.

 

К – то кукушка в лесной тиши, тянет своё «ку-ку»,

 

Г – загогочут здесь гуси вдруг, гуляя гуськом на лугу.

 

И чтобы не спутать кору с горой, за звуками чутко следя,

 

Помни, что Б – барабанов бой, а П – лишь капли дождя.

 

    Твёрдые – мягкие звуки «Нежный или злой».

 

Есть мягкие звуки и твёрдые звуки, их можно легко смешать,

 

Но чтобы не вышло подобной штуки, поучимся их различать.

 

Мягкие звуки звучат повыше. Звучанье у них нежней,

 

А твёрдые – словно грубей и ниже. Как будто твёрдые злей.

 

Послушай, как ласковы мягкие звуки: ЕЛЬ, КАПЕЛЬ, МЕЛЬ, МЕТЕЛЬ.

 

Они как нежные мамины руки, что ласково стелют постель.

 

Твёрдый звук обрывается резко, послушайте: СТОЛ, УКОЛ.

 

Для нежности нет в этом звуке места, скорее, он даже зол.

 

Он строг и отрывист, звучит очень кратко, как двери тревожный стук.

 

Уходит он быстро, совсем без оглядки, послушайте: МОЛОТ, ЛУК.

 

А мягкий звук задержать ещё можно, он не спешит уходить.

 

Прощается с нами он осторожно, мы можем его продлить.

 

Послушайте: СВЕЖЕСТЬ, БЛИЗОСТЬ, ВЕСТЬ – здесь всё протяжно звучит,

 

Как будто у звуков желание есть чуть – чуть попозже уйти.

 

Давайте отыщем мягкие звуки в группе предложенных слов:

 

МЕЛ – МЕЛЬ, БРАТ – БРАТЬ, КРОВ – КРОВЬ.

 

 

Формируя и отрабатывая данные понятия, заканчивая подготовительный этап работы, мы плавно переходим к основному этапу: формированию  фонематического  анализа и синтеза.

 

Другое 2!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

 

Роль игры в   развитии  фонетико-фонематического восприятия  у   младших   школьников . В помощь учителю

 

К моменту обучения в школе большинство детей овладевают правилами звукопроизношения, имеют достаточно развитый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако, не у всех процесс овладения грамотой протекает одинаково. В последние годы в общеобразовательных школах наблюдается тенденция неспособности поступивших в школу детей в полной мере овладеть процессами чтения и письма на этапе всего букварного периода. Причиной как раз и является недостаточно развитый  фонематический   слух  и  фонематическое  восприятие. Такой ученик с трудом представляет себе звуковой состав слова и с трудом осваивает его звуковой анализ.

 

В результате на письме у таких детей появляются специфические ошибки, несвязанные с применением орфографических правил.

 

Вот примеры таких ошибок:

 

    пропуск гласных и согласных букв (сок – ск; одежда – одежа)

    перестановка букв, лишние буквы (пушка – шупка; стол – тстол)

    пропуск слогов, лишние слоги (машина – машинына: короче – коче)

    замена йотированных гласных (веселый – весюлый)

    замена согласных:

    свистящих-шипящих (завтра – жавтра)

    парных по звонкости-глухости (палуба – балупа)

    сонорных (мебель – небель; круг – клуг)

    аффрикатов (цапля – чапля)

    обозначение твердости-мягкости на письме гласными (пруд – прюд; утюг – утуг)

    недописывание слов (маска – маск)

    раздельное и слитное написание слов, предлогов со словами (подороге,  занавеска – за навеска)

 

Так как между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная взаимосвязь, то у детей с ФФН речи может быть нарушено и чтение. Такие учащиеся испытывают следующие трудности при овладении чтением: не могут слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы им уже известны. Такие дети читают, набирая слова по буквам, и при этом допускают специфические ошибки:

 

1) пропуск букв, слогов, предлогов;

2) замена и перестановка букв, слогов;

3) «застревание» на какой  либо букве, слоге, слове;

4) недочитывание окончаний слов;

5) искажение слов;

6) добавление лишних букв, слогов и иногда слов;

7) «угадывание» слов.

 

Представленные выше ошибки являются показателем недостаточной сформированности у  школьников  фонетико-фонематических процессов.

 

Интересно, что у одних детей замены и смешения букв на письме и при чтении сочетаются с искаженным произношением звуков, а у других – нет. Второй вариант встречается чаще. Связано это с тем, что дефекты произношения могут быть исправлены в дошкольном возрасте, а при поступлении в школу детей с правильным произношением ни родители, ни учителя не подозревают, что за внешним благополучием речевого  развития  у ребенка может скрываться  фонематическое  недоразвитие речи. 

 

 Чтобы работа по  развитию   фонематического   слуха  имела системный характер и продолжалась в течение всего учебного года, а также не отнимала много времени на уроке и не набивала «оскомину» у детей, можно проводить упражнения в виде дидактических игр. Дидактические игры, как одно из средств обучения, позволят, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Ведь о том, что игра – это часть учебного процесса, знает только учитель, ученик же не подозревает об этом, он играет. Во-вторых, наряду с формированием и  развитием   фонематического  восприятия игра помогает организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми знаниями, активизирует мыслительную деятельность, развивает внимание, а главное, стимулирует речь. В результате у детей появляется интерес к урокам русского языка. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры), обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал по русскому языку разноуровневого характера. В-четвертых, на примере дидактической игры учитель может реализовать задачи не только  по  развитию  собственно  фонематического  восприятия, но и решить конкретные задачи самого урока, соотносящиеся  с ключевыми вопросами программы по русскому языку в начальной школе.

 

Предлагаю учителю использовать на уроках обучения грамоте и русского языка следующие дидактические игры, способствующие формированию и  развитию  фонетико-фонематического восприятия.

 

«Рыбалка»

 

Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.

 

Ход игры. Дается установка: «поймать слова со звуком < л > ( либо другими звуками).

Ребенок берет удочку с магнитом на конце «лески» и начинает «ловить» нужные картинки со скрепками. «Пойманную рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.

 

Количество играющих: один и более человек.

 

«Вагончики»

 

Цель: развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в речевой деятельности учащихся.

 

Ход игры. Помести слово в нужный вагончик.

На листе бумаги в клеточку ребенок рисует «вагончики» с разным количеством окошек (3, 4, 5). Детям предлагаются картинки, в названии которых 3, 4 и 5 звуков. Ребенок должен сказать, какая картинка может ехать в первом «вагончике» с тремя окошками. Например: «В первом вагончике может ехать картинка «кот», потому что в названии картинки три звука». Первый звук < к >, второй  < о >, третий < т >. Затем надо раскрасить окошки в вагончиках синим, зеленым или красным цветом, объясняя почему выбран данный цвет.

 

Количество играющих: один и более человек.

 

«Телевизор»

 

Цель: развивать ФФВ, Развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в речевой деятельности учащихся. Профилактика дисграфии на фоне ФФН. Отрабатывать навыки чтения.

 

Ход игры. На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым буквам слов на картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал(и) слово, экран телевизора открывается.

Например: месяц – спрятанное слово.

 

Картинки: медведь, ель, сумка, якорь, цыпленок.

 

Количество играющих: один и более человек.

 

«Собери цветок»

 

Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных  звуков, развивать  фонематический   слух  и аналитико-синтетическую речевую деятельность у учащихся.

 

Ход игры. На столе лежит «серединка»  цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками < с > ,  < з >, < ц > , < ш >.

Ученик должен среди этих  «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук < с >.

 

Количество играющих: 1-3 человека (либо весь класс, поделенный на две команды).

 

«Цепочка слов»

 

Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов.

 

Ход игры. Кладется картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, начинающаяся именно с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д.

 

Количество играющих: один человек и более.

 

«Найди ошибку»

 

Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навык звуко- буквенного анализа слов, развивать ФФВ и внимание. Профилактика дисграфии.

 

Ход игры. Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все слова, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых специально сделаны ошибки. Ученикам надо найти ошибки в схемах, если они есть.

 

Количество играющих: 1-4 человека (либо весь класс, поделенный на группы или команды).

 

«Речевое лото»

 

Цель: развивать умение выделять в словах общий звук (букву), находит картинки с заданным звуком, развивать внимание,  фонематический   слух . Автоматизация звуков,  развитие  скорости чтения.

 

Ход игры. Детям раздаются карты с изображением шести картинок (вместе со словами под картинками). Ученик определяет, какой звук есть во всех. Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «У кого есть это слово?» Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки на большой карте без ошибок.

Количество играющих: 1-18 человек (можно играть парами или группами).

 

«Лучший садовник»

 

Цель: формировать навык звуко- буквенного анализа, дифференцировать смешиваемые буквы (звуки).

Ход игры. Разложить перед детьми вырезанные из картона силуэты деревьев и разноцветные кружочки – «яблоки». Яблоки могут быть двух видов: с картинками или со словами с пропущенными буквами. Ребенок берет «яблоко», называет количество и последовательность звуков в названии картинки или пропущенные буквы в слове. Если ответ правильный, он кладет «яблоко» на силуэт дерева (яблоко выросло). Выигрывает тот, кто первым «вырастит» определенное количество яблок (6, 12 и т. п.).

 

Лото «Читаем сами»

 

Цель: развивать  фонематическое  и зрительное восприятия, развивать навык звуко-буквенного анализа слов, учить различать гласные и согласные, дифференцировать твердые и мягкие согласные. Профилактика дисграфии, обусловленной ФФН,  развитие  скорости чтения.

 

Ход игры.

 

1 вариант: Детям раздаются карты, на каждой из которых написаны 6 слов. Ведущий показывает картинку и спрашивает: «У кого из ребят написано название картинки?» («У кого слово?»). Выигрывает тот, кто первым заполнит карту без ошибок.

 

2 вариант: Детям раздаются карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащийся соотносит ее со словом у себя на карте. Выигрывает тот, кто безошибочно заполнит свою карту схемами слов. Количество играющих: 1-8 человек (можно играть группами).

 

«Собери букет»

 

Цель: развивать  фонематический   слух , упражнять в дифференциации звуков < р > - < л >, упражнять детей в различении основных и оттеночных цветов.

 

Ход игры. Перед ребенком лежат 2 картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Учитель говорит: «Догадайся в какую вазу можно поставить цветы со звуком < л >, а в какую со звуком < р >». (Розовая – < р >, голубая – < л >). Рядом лежат цветы разного цвета : зеленого, синего, черного, желтого, коричневого, фиолетового, оранжевого, малинового и т.д. Учащиеся расставляют цветы. Синий цветок должен остаться.

 

Количество  играющих: 1-2 человека (или весь класс, поделенный на 2 команды).

 

«Найди слова в слове»

 

Цель: расширять объем словаря, закреплять правописание слов, понимать словообразующую роль каждого слова. Автоматизация звуков в словах, профилактика дисграфии.

 

Ход игры. На доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове, изображенном на ней. (Тогда дети сами складывают слово из букв разрезной азбуки и записываю его в тетрадь). Дается установка: «Возьмите букву из исходного слова, составьте и запишите из них новое слово».

 

Количество играющих: 1-3 человека и более.

 

«Закончи стишок»

 

Цель: автоматизация звуков, развитие ФФВ, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, развитие речи, интереса к родному языку, любви к поэзии, профилактика дисграфии.

 

Ход игры. На карточке рифмованный текст, стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его.

 

Например:

 

а) Белка спряталась в дупло

В нем и сухо и ... (тепло).

 

б) Два столба стояли рядом.

Вдруг один переломился

И к другому ... (прислонился).

 

в) Пес козе принес букет,

Сытный будет ей ... (обед).

 

«Математическая грамматика»

 

Цель: автоматизация звуков, закрепление  фонематического  и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии.

 

Ход игры. Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке («+», «–») и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов найти искомое слово. Например: Ка + пушка – шка + стол – ол + а = ? (Капуста).

 

Количество играющих: 1-2 человека и более.

 

«Кто больше?»

 

Цель:  развитие   фонематического  и зрительного восприятия, расширение объема словаря, профилактика дисграфии,  развитие  скорости чтения.

 

Ход игры. На доске написано слово (например «шоколад»). Задача детей втечение 10 минут придумать как можно больше слов из букв этого слова (лад, кол, лак, школа, дал, шок, лодка, док и т.д.) Дважды одна и та же буква не используется.

 

Количество играющих: 1 человек (либо весь класс, поделенный на группы или команды).

 

Выше перечисленные игры можно использовать не только на логопедических занятиях по  развитию  фонетико-фонематических процессов, но и на уроках русского языка. Смысл таких игр заключается в том, что на их материале учитель может отрабатывать также скорость чтения, слоговой запас слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. Ценность дидактических игр состоит в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность в графо-лексической деятельности и создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока. Знания, усвоенные без интереса, неокрашенные собственным положительным отношением, положительными эмоциями не становятся полезными, а являются «мертвым грузом». Ребенок, радуясь возможности поиграть, с удовольствием выполняет задания учителя и необходимые упражнения. Это естественным образом стимулирует правильную речь ученика, как устную, так и письменную. Своевременное выявление детей с ФФНР и правильно организованная работа с ними в тесном содружестве логопеда, учителя и родителей имеют огромное значение в условиях общеобразовательной школы. Все это в комплексе позволяет повысить успеваемость детей по чтению и русскому языку, помогает ребенку избежать трудностей и проблем в усвоении чтения и письма.